Возрастные особенности 7-9 лет

В данной возрастной категории детям достаточно сложно работать в команде. Мотив команды еще не созрел! Сообщество детей 7-9 лет не станет командой, потому что дети не могут поставить цели и желания абстрактной команды выше своих собственных. На однообразной деятельности внимание фиксируется 7-10 минут, к 9 годам уже до 15-20 минут. Поэтому мотивирующими факторами выступают: игра, двигательная активность, потребность быть хорошим. Многие конфликты детей в этом возрасте проистекают из трех моментов: деление «территории» (например, в комнате), желание обладать одним и тем же предметом при неумении договориться.

Но дети верят словам взрослого и это дает возможность устанавливать правила и очередность, например, когда возникают конфликты, борьба за обладание игрушкой. При этом получить одобрение от взрослого для ребенка этого возраста – крайне важно.

Для лучшего восприятия информации хорошо, чтобы выполнялись следующие правила: применять творческий подход, учитывать индивидуальность ребенка, делать акцент на наглядности материала, подавать материал надо в игровой форме и обязательно производить смену деятельности. В этом возрасте дети только учатся усидчивости, саморегуляции и приобретают коммуникативные навыки, умение сотрудничать.

Поэтому важно в работе с данным возрастом использовать легенду (игру) для мотивации деятельности, не забывать приветствовать и завершать деятельность эмоционально, обсуждение после упражнения может длиться 5-7 минут, Каждые 30-40 минут проводить разминку. Хорошо предлагать творческие задания, где можно применить свою фантазию.

Возрастные особенности 10-11 лет

В этом возрасте у детей появляется потребность быть частью «МЫ». Мотивирует детей выполнение заданий с узнаванием чего-то нового, возникает потребность быть «героем», на первый план выходит тема лидерства. Вместе с тем ребенку важно чувствовать себя частью команды, есть желание с кем-то соперничать. В этот период соперничество часто особенно ярко разворачивается между мальчиками и девочками. На самом деле за ним обычно стоит интерес и желание общаться, однако знаний и умений это делать, у них нет. Поэтому соперничество становится лишь формой реализации этого интереса.

Сильным эмоционально волнительным моментом в отношениях между ребятами является ситуация предательства. Причем, чаще по факту самого предательства и не было — возрастная задача этого периода понять, какого друга я хочу, поэтому одни отношения прерываются, другие – начинаются. Однако все это облекается в форму “предательство”, потому что ребятам важно пережить этот опыт, чтобы к подростковому возрасту прийти «подготовленными». Фаза конфликтов часто проходит через образование группировок и выбор «козла отпущения».

В данном возрасте внимание фиксируется на одном виде деятельности 20- 25 минут. В этом возрасте важно чтобы подаваемый материал был наглядным, обязательно присутствовал творческий подход, учитывались индивидуальные особенности ребенка. Материал надо подавать в игровой форме, обязательно должна присутствовать смена деятельности, использоваться соревновательная форма и повторение материала.

Дети учатся саморегуляции, усидчивости, приобретают коммуникативные навыки, учатся самостоятельности, происходит развитие основных социальных навыков, формируются лидерские качества.

Поэтому в работе с данным возрастом рекомендуется использовать легенду (игру), но не обязательно так развернуто, как с младшими, легенда уходит на второй план. Важно не забывать приветствие и завершение, обсуждение после упражнения может длиться 10-15 минут, каждые 40 минут важно проводить разминку. Детям интересны ролевые игры, упражнения на выявление лидеров.

Возрастные особенности 12-13 лет

В этом возрасте подростку важно не просто быть частью «мы», а важно завоевать определенный социальный статус.  Подростки часто конкурируют друг с другом, стараются подражать взрослым и соперничают с ними. Используют вызов, как проверку своих возможностей. Конфликты в группе могут возникать, когда у некоторых ребят способы завоевать себе авторитет наносят вред другим участникам, то есть не конструктивны. Могут возникать внезапные перемены настроения у участников – то вспышки активности, то фазы апатии.

Если отношения в группе сложились достаточно доверительными, то подростки начинают периодически просить обратную связь в той или иной форме – то есть задавать вопросы из серии «а что вы про меня думаете? А как вы ко мне относитесь? А какие у меня, по вашему мнению, сильные и слабые стороны?»

Подростки спрашивают о себе не из праздного любопытства, а потому что в этом возрасте у них формируется «Образ Я», и спросить у другого – один из способов им хоть чуть-чуть понять, кто я такой.

Очень важно хорошо ориентироваться в интересах и увлечениях подростков. Это не значит, что их нужно одобрять или самому увлекаться. Если взрослый «не в теме», чаще всего подросток даже не вступает в конкуренцию с ним.

В работе с подростками важно получать от них обратную связь, использовать в работе диалог, совместно решать задачи и применять практические задания.

При это в детях в этом возрасте выстраиваются отношения с окружающими, формируется вера в себя и завоевывается социальный статус.

Возрастные особенности 14-16 лет

В этом возрасте подросткам наиболее актуальным становится получение обратной связи друг от друга – поэтому им наиболее интересны те виды деятельности, в которых в процессе становятся понятными отношения друг к другу, те виды деятельности, которые помогаю выстраивать связи и находить взаимопонимание. Происходит исследование себя: как я выгляжу в глазах других людей. Подростки стараются проявить свою индивидуальность. Они желают стать партнером для взрослого. Также активно осваивают новые навыки.

Многие подростки с удовольствием включаются в «философские размышления»: о смысле жизни, о справедливости, о любви и т.д. Их мозг уже полноценно созрел, и абстрактные разговоры – это то, что раньше им было недоступно в полной мере.

Важно понимать, какие установки могут навредить в установлении хороших контактов с подростком:

  • позиция учителя или эксперта (то есть неравная с подростком);
  • противоречие между словами, которые говорят подростку, и поведением взрослого (просил не ругаться, а сам ругается);
  • жесткие установки относительно того, как должно быть (выглядеть, говорить, думать, что смотреть и др).

При этом ведущими в обучении становятся такие формы, как дискуссия, презентация, схемы, проекты, деятельность, связанная с поиском информации.

В этом возрасте у подростков формируются такие качества, как вера в себя, отношения с окружающими. Они формируют образ своего будущего, выстраивают цели, им важно получать обратную связь.

ИСКРА©2016-2024

Написать нам

    Введите данные:

    Forgot your details?