Организация работы по профориентации учащихся

Помочь выбрать профессию подростку — это значит помочь справиться с неизвестностью и тревогой. Понимание подростком себя, своих склонностей и способностей позволяет осмысленно создавать свое будущее. Ведь чем больше информации, тем легче сделать выбор! Но не всегда информированность — ключ к правильному выбору. Велика роль педагога в этом процессе!

 Атлас новых профессий

«Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет.
Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

 

Движение ранней профориентации «Молодые профессионалы»

Программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников Junior WorldSkills. Каждый школьник имеет возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в т.ч. профессиях будущего, обучаясь у профессионалов; а также углубленно освоить и даже получить к окончанию школы профессию.

Система профориентационного тестирования

Центр тестирования и развития в Санкт-Петербурге

Центр профориентации в Санкт-Петербурге — филиал ЦТР «Гуманитарные технологии» — приглашает старшеклассников на профтестирование.


Закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит положения о профессиональной ориентации обучающихся, согласно которым:

  • В старшей школе предусматривается индивидуализация и профессиональная ориентация содержания среднего общего образования (Ст.66.3)
  • Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а тавже выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (Ст.75.1)

Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанная (ФГАУ «ФИРО» 2016)

Профессиональный стандарт педагога предусматривает проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями.

При формировании среды для развития ИМО применяется компетентностный подход к сопровождению профессионального самоопределения.

Под компетенцией профессионального самоопределения понимается готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного осуществления профессиональных и карьерных выборов в динамично-меняющихся условиях, в единстве мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-практического и личностного компонентов.

Это: ориентировка и самонавигация  в профессионально значимом информационном поле;  персональное целеполагание и проектирование личного профессионального плана; самостоятельное осуществление обоснованного выбора и воплощение в жизнь принятого решения; использование различных внутренних и внешних ресурсов; противостояние внешним манипулятивным воздействиям.

Основные идеи :

  • 1-7 класс – последовательное формирование профориентационных компетенций, обеспечивающих готовность к успешному профессионально-образовательному выбору;
  • 8-9 класс – комплексное сопровождение профессионально-образовательного выбора, завершающегося определением дальнейшего развития в старшей школе или профессии/специальности среднего профессионального образования;
  • 10-11 класс – комплексное сопровождение профессионально-образовательного выбора, завершающееся определением специальности/направления подготовки в вузе или профессиональной образовательной организации.

Готовность выпускника школы к профессиональному самоопределению – готовность к созданию персонального профориентационного продукта, значимого для проектирования персонального образовательного маршрута.

Персональный профориентационный продукт – воспринимаемый другими итог практической работы учащегося (выполненной  использованием ресурсов профессионально-производственной и социокультурной среды, проводившейся в процессе группового взаимодействия, с применением инструментов рефлексивного осмысления ее процесса и результата), например: изделие, социально-значимый проект, решенная нженерная задача, разработанная фирма, приложение и т.д.

Возможные технологии:

  • Технологии профессионального информирования (экскурсионные технологии, исследовательская деятельность, и др.)
  • Технологии формирования и развития компетенций профессионального самопределения (технология проектирования личностно-профессионального плана, игровые технологии (деловые игры), социально-психологические тренинги и др.)
  • практико-ориентированные технологии сопровождения профессионального выбора( профессиональные пробы, проектная деятельность и др.)
  • технологии формирующего оценивания ( портфолио)

Профессиональные компетенции формируются только в опыте практической деятельности: профпробы, инженерные и производственные учебные проекты, чемпионаты профессий, учебные фирмы)

Ориентированность работы будущего:

  • глобализация
  • рост конкуренции
  • рост клиентоориентированности
  • переход к работе в проектах
  • автоматизация
  • использование программируемых устройств
  • сложность систем управления
  • требования экологичности

необходимые современные навыки:

SOFT-SKILS (софтскилз –«мягкие навыки» или гибкие) позволяют быть успешным независимо от специфик деятельности и направления, в котором работает человек.  «Мягкие навыки» — это приобретенные навыки, которые получены через дополнительное образование и личный опыт и используются для дальнейшего развития себя в профессиональной отрасли: личные качества, навыки межличностного общения и дополнительные знания. Это – умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, управление временем, креативность, умение работать в команде, саморганизация, уважение к культуре других народов, ответственность и т.д.

HARD-SKILS («твердые навыки») технические навыки, связанные с выполняемой деятельностью, которые непосредственно связаны с ремеслом и той деятельностью, которой занимается человек.

Практико-ориентированное образование:

  • создание преподавателями условий, в которых обучающийся имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, освоить различные формы учебной деятельности, сделать «познание» привычной и осознаваемой потребностью, необходимой для самоопределения, оптимальной адаптации в обществе.
  • Сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки, позволяющее обеспечить связь содержания образования с реальными потребностями жизни
  • Педагогические технологии:
  1. Игровые
  2. Технологии проблемного обучения
  3. Технологии проектного обучения
  4. Деятельностные технологии
  5. Модерация
  6. Интерактивные технологии
  7. ТРКМ
  8. Кейс-технологии
  9. Портфолио
  10. Тренинг
  11. Мастер-классы
  12. Фестиваль рабочих профессий

 


Написать нам

ИСКРА©2016-2018

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Войдите со своими учетными данными

Забыли свои данные?