Кадровые условия

Финансово-экономические условия

Материально-технические условия

Психолого-педагогические условия

 

Что такое современная образовательная техносфера?

Техносфера образовательного учреждения – комплексное понятие, объединяющее ресурсы и технологии современного ОУ (см. рис. [1] Образовательная политика, №1 (57) 2012, стр. 18-42)

рис. 1

Рассматривая техносферу как понятие, мы сосредотачиваем внимание на тех ее элементах, которые являются важными для эффективного решения задач организации ДеФИМО. Поскольку задача развития инженерного мышления решается нами в условиях развития высоких технологий, широкого распространения и использования информационно-коммуникационных сетей и сервисов доступа к ресурсам, то разумно опереться на  эти современные возможности в полной мере.

Подчеркивая особенность информационно-образовательной среды (далее ИОС), как среды, сформировавшейся в последние десятилетия, автор  [1] не случайно на схеме выделил ИОС как отдельный компонент. ИОС – подвижна и динамична, так как полностью определяется уровнем и распространением быстро развивающихся информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Быстрая интеграция ИОС в образовательный процесс приводит к интеграции многих компонентов  техносферы с ней. Подчеркивая это, можно рассмотреть обобщенное представление интегрированной информационно-коммуникационной среды (далее ИИКС) (см. рисунок 2).

Структурными компонентами ИИКС при таком подходе являются субъекты взаимодействия (педагоги, обучающиеся, родители, администрация), объекты деятельности (технические и программные средства, различные информационные ресурсы) и компоненты, обеспечивающие  и регламентирующие взаимосвязи между субъектами и объектами ИИКС (учебно-методические материалы, педагогические технологии, описание форм и приемов работы, нормативные акты и пр.)

Эта среда не просто служит необходимым условием эффективного функционирования различных современных образовательных методик, а способна серьезно влиять на образовательный процесс в целом. ИИКС представляет собой основу сетевого взаимодействия и интерактивного общения всех участников образовательного процесса, прежде всего преподавателей и учащихся, а также их родителей и администрации образовательных учреждений. Ресурсы и технологии ИИКС являются необходимым практическим инструментарием ДеФИМО, обеспечивает профессионально-педагогическую коммуникацию, свободный и гарантированный доступ к образовательным ресурсам и сетевым образовательным услугам.

Основное содержание изменений, которые происходят при  развитии образовательного процесса в условиях насыщения среды информационно-коммуникационными технологиями, сводится к использованию разнообразных, разноформатных информационных ресурсов, цифровых лабораторий и коммуникационных сервисов локальной и глобальной сети. Это дает пользователям новые возможности, например, такие, как:

рис. 2

  • сетевой доступ к общим информационным ресурсам, образовательному контенту и сервисам обучения;
  • обеспечение наглядности, выразительности и убедительности цифровых учебных материалов за счет разнообразия доступных мультимедийных и интерактивные технологий;
  • оперативная доставка учебных материалов от преподавателя к обучающимся и от обучающихся к преподавателю, организация обратной связи;
  • общение и сетевое взаимодействие с помощью электронных коммуникаций;
  • поддержка самостоятельной работы, самообразования за счет автономных систем контроля, которые регистрируют достижения пользователей сетевых ресурсов и т.д.

Включение в ОП всех возможностей современных технологий является необходимым условием организации ДеФИМО, а сходство задач, стоящих перед различными образовательными учреждениями  делает возможным использование  технологий сетевого взаимодействия в едином образовательном информационном пространстве. Повторимся, главная цель проекта — создание условий  для формирования инженерного мышления обучающихся и повышение эффективности этого процесса за счет  сетевого взаимодействия и сотрудничества школ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Реализовать эту цель и группу задач с этим связанных, позволит создание единой образовательной среды, которая повысит эффективность работы ОУ по организации ДеФИМО, за счет обеспечения качества и доступности материалов, методик, описаний опыта, оказании консультаций и помощи друг другу.  С нашей точки зрения суть этого процесса заключается в системной педагогической работе и педагогическом проектировании по следующим направлениям:

  1. Целевое моделирование педагогического пространства ДеФИМО (инфраструктура кабинетов, их наполнение современным технологическим оборудованием).
  2. Аккумулирование опыта отдельных педагогов и отдельных  организаций по использованию специального оборудования и организация доступа к методическим материалам, отражающим этот опыт в глобальной сети.
  3. Всестороннее расширение сетевой интернет-поддержки, охватывающей все виды образовательных программ (основные, углубленные, дополнительные), в рамках которых возможна ДеФИМО, и виды технологического оборудования.
  4. Создание постоянно функционирующей высокотехнологичной интернет-среды как площадки обмена опытом (форумы), консультирования (он-лайн консультации).
  5. Использование сетевых технологий во всех формах работы ОУ (очно-урочной, семейной, дистанционной), во всех видах деятельности обучающихся как на уроке, так и вне урока, при организации проектно-исследовательской ДеФИМО.
  6. Сопровождение ОП с учетом ДеФИМО (методическое, социально-психолого-педагогическое, техническое).
  7. Изучение и профилактика рисков активного использования интернет-сервисов для ДеФИМО.

Проектирование нового образовательного пространства и дальнейшее его использование являются по сути разрешением очевидных сегодня противоречий:

  • между необходимостью использовать высокотехнологичное, соответствующее времени оборудование, и недостатком опыта и знаний педагогов в этом направлении;
  • между огромным числом ресурсов информационной среды в области образования, и отсутствием специализированных навигаторов, которые бы способствовали качественной профессиональной деятельности учителя в этом направлении, экономили бы время педагога за счет использование опыта и мнения других;
  • между высоким уровнем развития программно-технологического обеспечения и недостаточным  уровнем его использования для повышении эффективности в освоении новых направлений образовательных технологий.

Организация ОП с использованием интернет-ресурса «ИСКРА» позволит сделать акцент на самостоятельной работе учащихся, развить их образное мышление, раскрыть творческие способности, повысить учебную мотивацию, то есть создать именно те условия, которые необходимы для решения задач ФГОС  и организации эффективной ДеФИМО.

ИСКРА©2016-2018

Написать нам

    Введите данные:

    Forgot your details?