Техносфера образовательного учреждения – комплексное понятие, объединяющее ресурсы и технологии современного ОУ .   При организации ДеФИМО состояние техносферы имеет первостепенную роль. Рассмотрим это понятие подробнее (см. рис. [1], П.Д. Рабинович «КАК ЗАРОЖДАЕТСЯ ТЕХНОСФЕРА»).

Основные компоненты техносферы представлены на рис.1. Очевидно, что наиболее гибким и управляемым компонентом, формирующимся под влиянием современных технологий является информационно-образовательная среда (далее ИОС).

ИОС – подвижна и динамична, так как полностью определяется уровнем и распространением быстро развивающихся информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Быстрое и  разностороннее включение  в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий приводит к интеграции многих компонентов  техносферы с ИОС. Основное содержание изменений, которые происходят при  развитии образовательного процесса в условиях насыщения среды информационно-коммуникационными технологиями, сводится к использованию разнообразных, разноформатных информационных ресурсов, цифровых лабораторий и коммуникационных сервисов локальной и глобальной сети. Это дает пользователям новые возможности, например, такие, как:

  • сетевой доступ к общим информационным ресурсам, образовательному контенту и сервисам обучения;
  • обеспечение наглядности, выразительности и убедительности цифровых учебных материалов за счет разнообразия доступных мультимедийных и интерактивные технологий;
  • оперативная доставка учебных материалов от преподавателя к обучающимся и от обучающихся к преподавателю, организация обратной связи;
  • общение и сетевое взаимодействие с помощью электронных коммуникаций;
  • поддержка самостоятельной работы, самообразования за счет автономных систем контроля, которые регистрируют достижения пользователей сетевых ресурсов и т.д.

Таким образом, подчеркивая новые особенности и возможности, можно говорить о появлении интегрированной информационно-коммуникационной среды (ИИКС). Структурными компонентами ИИКС являются субъекты взаимодействия (педагоги, обучающиеся, родители, администрация), объекты деятельности (технические и программные средства, различные информационные ресурсы) и компоненты, обеспечивающие  и регламентирующие взаимосвязи между субъектами и объектами ИИКС (учебно-методические материалы, педагогические технологии, описание форм и приемов работы, нормативные акты и пр.) Эта среда не просто служит необходимым условием эффективного функционирования различных современных образовательных методик, а способна серьезно влиять на образовательный процесс в целом. ИИКС представляет собой основу сетевого взаимодействия и интерактивного общения всех участников образовательного процесса, прежде всего преподавателей и учащихся, а также их родителей и администрации образовательных учреждений и является важным компонентом организационно-педагогических условий реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Включение в ОП всех возможностей современных технологий является необходимым условием организации ДеФИМО, а сходство задач, стоящих перед различными образовательными учреждениями  делает возможным использование  технологий сетевого взаимодействия в едином образовательном информационном пространстве. Суть этого процесса заключается в системном педагогическом проектировании по следующим направлениям:

  • Целевое моделирование педагогического пространства (инфраструктура кабинетов, педагогические технологии), наилучшим образом соответствующие специфике ДеФИМО.
  • Всестороннее расширение сетевой поддержки, охватывающей все виды образовательных программ (основные, углубленные, дополнительные), в рамках которых возможна ДеФИМО.
  • Использование сетевых технологий во всех формах работы образовательной организации (очно-урочной, дополнительного образования, семейной, дистанционной).
  • Сопровождение ОП с учетом ДеФИМО (методическое, социально-психолого-педагогическое, техническое).
  • Корректировка нормативной базы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ДеФИМО.

Ресурсы и технологии ИИКС являются необходимым практическим инструментарием ДеФИМО, обеспечивает профессионально-педагогическую коммуникацию, свободный и гарантированный доступ к образовательным ресурсам и сетевым образовательным услугам. Организация ОП с использованием ИИКС позволяет сделать акцент на самостоятельной работе учащихся, развить их образное мышление, раскрыть творческие способности, повысить учебную мотивацию, то есть создать именно те условия, которые необходимы для реализации новых идей ФГОС по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Огромное значение имеют ресурсы ИИКС для организации образовательных траекторий, учитывающих индивидуальные интересы каждого, и при условии использования эффективных методических приемов организация ДеФИМО в большой мере может опираться на веб-ресурсы глобальной сети.

ИСКРА©2016-2018

Написать нам

    Введите данные:

    Forgot your details?