Атлас новых профессий
Движение ранней профориентации «Молодые профессионалы»
Программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills была инициирована в 2014 году Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» в партнерстве с WorldSkills Россия при поддержке Агентства стратегических инициатив, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства образования и науки РФ.
Каждый школьник имеет возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в т.ч. профессиях будущего, обучаясь у профессионалов; а также углубленно освоить и даже получить к окончанию школы профессию.
Система профориентационного тестирования
Центр тестирования и развития в Санкт-Петербурге
Выбрать профессию подростку — это значит столкнуться с неизвестностью и тревогой. Профориентация поможет справиться с этой ситуацией. Понимание себя, знание своих склонностей и способностей позволяет осмысленно создавать свое будущее. Ведь чем больше информации, тем легче сделать выбор!
Центр профориентации в Санкт-Петербурге — филиал ЦТР «Гуманитарные технологии» — приглашает старшеклассников на профтестирование.
https://proforientator.ru/services/proforientatsiya-onlayn/?utm_source=google_adwords&utm_medium=cpc&utm_campaign=OPT_%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3&utm_term=&utm_content=270920955083&gclid=EAIaIQobChMIvJKJnqqm3AIVR38ZCh1zkQsgEAEYASAAEgJ7bPD_BwE
Начать тестирование можно в любое удобное для вас время и любом месте (платно)
8-11 класс
Теперь выбор профессии стал еще доступнее. Пройти тест, разработанный учеными из МГУ, и получить консультацию эксперта, можно не выходя из дома! Опытнейшие профконсультанты ведущего Центра профориентации в России помогут определиться с профессией, выбрать подходящие вузы, профили подготовки и направления профессионального развития. |
Организация работы по профориентации учащихся
ДеФИМО — направление деятельности, имеющее инновационный опережающий характер. В соответствии с логикой этого направления, оно может и должно отражаться в Программе развития образовательного учреждения.
Приводим выдержки из Программ развития:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» о профессиональной ориентации обучающихся:
- В старшей школе предусматривается индивидуализация и профессиональная ориентация содержания среднего общего образования (Ст.66.3)
- Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а тавже выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (Ст.75.1)
Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанная (ФГАУ «ФИРО» 2016)
Профессиональный стандарт педагога предусматривает проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями.
При формировании среды для развития ИМО применяется компетентностый подход к сопровождению профессионального самоопределения.
Под компетенцией профессионального самоопределения понимается готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного осуществления профессиональных и карьерных выборов в динамично-меняющихся условиях, в единстве мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-практического и личностного компонентов.
Это: ориентировка и самонавигация в профессионально значимом информационном поле; персональное целеполагание и проектирование личного профессионального плана; самостоятельное осуществление обоснованного выбора и воплощение в жизнь принятого решения; использование различных внутренних и внешних ресурсов; противостояние внешним манипулятивным воздействиям.
Основные идеи :
1-7 класс – последовательное формирование профориентационных компетенций, обеспечивающих готовность к успешному профессионально-образовательному выбору;
8-9 класс – комплексное сопровождение профессионально-образовательного выбора, завершающегося определением дальнейшего развития в старшей школе или профессии/специальности среднего профессионального образования;
10-11 класс – комплексное сопровождение профессионально-образовательного выбора, завершающееся определением специальности/направления подготовки в вузе или профессиональной образовательной организации.
Готовность выпускника школы к профессиональному самоопределению – готовность к созданию персонального профориентационного продукта, значимого для проектирования персонального образовательного маршрута.
Персональный профориентационный продукт – воспринимаемый другими итог практической работы учащегося (выполненной использованием ресурсов профессионально-производственной и социокультурной среды, проводившейся в процессе группового взаимодействия, с применением инструментов рефлексивного осмысления ее процесса и результата), например: изделие, социально-значимый проект, решенная нженерная задача, разработанная фирма, приложение и т.д.
Возможные технологии:
- Технологии профессионального информирования (экскурсионные технологии, исследовательская деятельность, и др.)
- Технологии формирования и развития компетенций профессионального самопределения (технология проектирования личностно-профессионального плана, игровые технологии (деловые игры), социально-психологические тренинги и др.)
- Практико-ориентированные технологии сопровождения профессионального выбора( профессиональные пробы, проектная деятельность и др.)
- Технологии формирующего оценивания ( портфолио)
Профессиональные компетенции формируются только в опыте практической деятельности: профпробы, инженерные и производственные учебные проекты, чемпионаты профессий, учебные фирмы)
Ориентированность работы будущего:
- глобализация
- рост конкуренции
- рост клиентоориентированности
- переход к работе в проектах
- автоматизация
- использование программируемых устройств
- сложность систем управления
- требования экологичности необходимые современные навыки:
SOFT-SKILS (софтскилз –«мягкие навыки» или гибкие) позволяют быть успешным независимо от специфик деятельности и направления, в котором работает человек. «Мягкие навыки» — это приобретенные навыки, которые получены через дополнительное образование и личный опыт и используются для дальнейшего развития себя в профессиональной отрасли: личные качества, навыки межличностного общения и дополнительные знания. Это – умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, управление временем, креативность, умение работать в команде, самоорганизация, уважение к культуре других народов, ответственность и т.д.
HARD-SKILS («твердые навыки») технические навыки, связанные с выполняемой деятельностью, которые непосредственно связаны с ремеслом и той деятельностью, которой занимается человек.
- Практико-ориентированное образование: создание преподавателями условий, в которых обучающийся имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, освоить различные формы учебной деятельности, сделать «познание» привычной и осознаваемой потребностью, необходимой для самоопределения, оптимальной адаптации в обществе.
- Сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки, позволяющее обеспечить связь содержания образования с реальными потребностями жизни
- Педагогические технологии:
- Игровые
- Технологии проблемного обучения
- Технологии проектного обучения
- Деятельностные технологии
- Модерация
- Интерактивные технологии
- ТРКМ
- Кейс-технологии
- Портфолио
- Тренинг
- Мастер-классы
- Фестиваль рабочих профессий